“Черное золото”: на весы – и в путь

Вы бывали на шахте? Спускались в темные подземные галереи, держали в руках шахтный интерферометр? Для рядовых горняков грохот комбайнов и вездесущая угольная пыль – это неотъемлемая часть повседневной работы, а вам это знакомо? Если нет, тогда наши рассказы об угольных предприятиях, о работе трудовых коллективов именно для вас.

Задумывались ли вы, с чего начинается работа шахты? Кто-то скажет, что в основе всего - труд проходчиков, а кто-то решит, что большая часть работы производится добытчиками, и лишь немногие скажут, что именно от погрузки зависит благосостояние предприятия. Безусловно, добыча топлива, это тяжелый и кропотливый труд, требующий от рабочих предельной собранности. Однако своевременность выплаты заработной платы зависит именно от востребованности сырья, от объемов поставок, производимых шахтой, а значит, и от работы участка погрузки.

Основной задачей участка поверхностного технологического комплекса (именно так правильно называется участок погрузки) ОАО “Шахта “Заречная” является прием добычи и отгрузка угля в железнодорожные вагоны. На первый взгляд, задача несложная – рассыпать уголь со склада по вагонам и отправить “с ветерком” потребителям. Но при этом приходится решать организационные вопросы, возникающие в силу технологических особенностей. Этим ежедневно занимается начальник участка Александр Васильевич Макаренков.

Александр Васильевич работает в угольной отрасли уже почти тридцать лет. В 1975 году, окончив горный техникум, он пришел на одно из угледобывающих предприятий Ленинского рудника. Сейчас за плечами этого человека более 20 лет подземки. На шахту “Заречная” Александр Васильевич пришел около восьми лет назад, принимал непосредственное участие в переводе шахты на сухую добычу, работал на монтаже первой ленты по стволу. Теперь командует целым участком – а это более восьмидесяти человек.

Коллектив нашего участка формировался на протяжении четырех лет, рассказывает Александр Васильевич. – Ребята хорошо знают свои обязанности и добросовестно выполняют работу. А основное техническое оснащение участка – это ленточные конвейеры, на которых мы по мере необходимости производим замену полотен, только приводные станции остаются старые, как говорится, “железо” одно и то же. А вообще в своей работе мы стараемся не отставать от добычи. Ведь если уголь лежит на угольном складе, то есть не реализован, значит, люди останутся без денег. Этого нельзя допускать.

…Экскурсию по участку погрузки мы начали с угольного склада, расположенного в непосредственной близости от АБК. Именно сюда из-под земли по ленточному конвейеру и трубной галерее ежедневно поступает до шести тысяч тонн добытого сырья. Внешне угольный склад может показаться просто горой угля на территории шахты. Но на самом деле его устройство значительно сложнее. В самом основании этой “горы” расположена угольная яма, или, как ее еще называют, воронка, а под ней – питатель, подающий уголь на конвейер. В настоящее время этот питатель не задействован в технологической цепочке. А уголь прямо по поверхностному конвейеру поступает на отбор. При этом более мелкий класс отправляется на погрузку, а более крупный через скребковый механизм доставляется обратно на угольный склад, где дробится под гусеницами бульдозеров.

Такая технология существует на шахте уже давно, но с запуском обогатительной фабрики она существенно изменится. На смену старым методам придут более современные способы переработки топлива. Когда фабрика начнет работать на полную мощность, то крупный уголь будет проходить комплексную обработку. При поступлении угля со склада в здание углеподготовки сначала будет происходить очистка сырья от посторонних предметов. На этой работе задействованы в основном женщины. Далее при помощи магнита из угля устранят металлические предметы, и только после этого его отправят на дробление и непосредственно на обогащение. Затем готовый концентрат по двухсот шестидесятиметровой галерее выйдет на ленты, его отгрузят в вагоны через погрузочные лотки. В настоящее время задействован только один железнодорожный путь, по которому груженые вагоны забирают на станцию, а порожние ставят под погрузку.

– Сейчас идет модернизация погрузочных пунктов, установлены новые электронные весы, - рассказывает Александр Васильевич. - Когда фабрика будет сдана в эксплуатацию, то и закачка угольных и породного бункеров, и обогащение, и погрузка будут тесно взаимосвязаны. Отгрузка концентрата будет производиться одновременно по двум железнодорожным путям. То есть одновременно будут загружаться два состава, один на десять вагонов, а другой - на двенадцать. На фабрике начнет работать новый цех углеподготовки и подачи угля.

В своей работе Александр Васильевич полагается не только на собственные силы, но и на четкую работу трудового коллектива, от мастеров до рядовых грузчиков. С уверенностью называет начальник участка своей “правой рукой” мастеров В.И. Гришечкина, В.Н. Данилова, А.Г. Тузовкина и В.П. Груненко. А в день, когда нам удалось побывать на участке поверхностного технологического комплекса, на смене был мастер Сергей Ванеев. Он работает на участке с 1999 года. Вот что Сергей рассказал нам о своей работе: “Наша главная задача – обеспечить непрерывность погрузки, чтобы было как можно меньше простоев. Лента не до конца отработана, но все равно погрузку обеспечиваем. У меня самая молодая смена: ребятам от 19 до 23 лет, я этому даже рад. Они хоть и молодые, но понятливые и трудолюбивые”.

Планы дальнейшей работы всего поверхностного технологического комплекса связаны с началом полноценной работы обогатительной фабрики. Ведь с ее запуском у участка погрузки значительно прибавится работы, а в коллективе наверняка появятся новые лица. А значит, еще будет повод снова встретиться с такими замечательными людьми, как Александр Васильевич, и рассказать о них.

И.Азаренко.

На снимках:1. начальник участка поверхностного технологического комплекса А.В. Макаренков;

2. мастер участка ПТК Сергей Ванеев;

3. главный корпус обогатительной фабрики ОАО "Ш. “Заречная"

(По материалам газеты Полысаево № 25(146) от 20 июня 2003г.)

Hosted by uCoz